> Это интересно
-------------------------------------------

Малый Иерусалим
-------------------------------------------

Как возникал малый Иерусалим
-------------------------------------------

Караимские Кенасы
-------------------------------------------

Кафе караимской кухни "Караман"
-------------------------------------------

Ошибка Геренала Витта
-------------------------------------------

Турецкая Баня
-------------------------------------------

Ханская Мечеть
-------------------------------------------

Генерал Врангель в Гостинице "Бейлер"
-------------------------------------------

Свято-Николаевский Православный Собор
-------------------------------------------

Дом Семена Дувана
-------------------------------------------

Главная Еврейская Сенагога
-------------------------------------------

Армянская цервковь

Армянская цервковь

   Гезлёв населяли татары и турки. Но кроме них в городе также проживали греки, армяне, караимы, евреи, цыгане. Каждая из национальных общин занимала свой квартал или район, центром которого был храм - церковь, кенаса или синагога. Армянская церковь находится на нынешней Интернациональной улице, 44, на территории Дома престарелых и инвалидов, в пяти минутах ходьбы от монастыря дервишей. Стало быть, именно здесь когда-то располагался армянский квартал. Поскольку он находился за пределами городской стены, то считался предместьем Гезлёва. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший город в середине XVII века, свидетельствовал: «Находится там [...] один квартал гяуров армян, которые имеют там прекрасный храм». О нынешней ли армянской церкви упомянул Э. Че¬леби? Нет, не о ней. Та, что сохранилась до наших дней, заложена значительно позже - в 1817 году.

   Путешественник, стало быть, видел какую-то иную, но тоже каменную, ибо эпитет «прекрасный» в те времена мог относиться исключительно к каменному строению. Где же находился храм, о котором оставил запись турецкий пилигрим? На этом же месте или каком-то другом? И куда эта церковь потом исчезла? Точного ответа на эти вопросы нет. Известно лишь, что в 1736 году, когда Гезлёв взяли русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б. Миниха, татарское население в панике покинуло город. Уходя, татары подожгли лавки христианских купцов и церкви. Пострадал среди прочих и армянский храм. Адъютант Миниха капитан Г. Манштейн вспоминал, что его отряд «нашёл городские ворота отворёнными, а предместье в пепел превращенное». Упомянутое предместье - это и есть армянский квартал.

   Русские войска ответили не менее жестокой волной поджогов. Были разграблены и преданы огню татарские дома, мечети и дервишеские монастыри (их в городе тогда было три). Когда спустя пять дней русская армия оставила город, татары вернулись к родным очагам, но вместо них увидели сплошные пепелища. Началась расправа с христианами. По всей видимости, именно тогда каменная армянская церковь св. Николая была превращена в один из мусульманских храмов. Армянам пришлось думать о возведении нового молельного дома - на другом месте. Строить решили из дерева. Довольно скоро вновь обретённый армянский храм освятили.

   В «Справочной книжке города Евпатории и его уезда», изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: «Вне крепости находился квартал армян и церковь св. Николая, сожжённая татарами, затем была выстроена деревянная, вместо коей в 1817 году была заложена каменная с тремя вратами». Упомянутая каменная церковь «с тремя вратами», заложенная в 1817-м, и есть та, которая сохранилась до наших дней. Она, действительно, имеет три входа - западный, северный и южный. Над ними имелись небольшие портики с крестовыми сводами, причём западный был выше остальных и служил звонницей. Сооружалась церковь довольно долго - постоянно не хватало денег. Наконец, спустя два с небольшим десятилетия храм был торжественно освящён. Кстати сказать, это полный аналог феодосийского храма, в котором крестился, венчался и был отпет великий художник-маринист Иван Айвазовский, армянин по происхождению.

   Минуло несколько лет, началась Крымская война. Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск. В армянской церкви стал на постой французский гарнизон. Некоторые солдаты сочли необходимым увековечить пребывание в этих стенах, нацарапав штыками свои имена на фасаде храма... По окончании войны евпаторийские армяне оштукатурили свою церковь. Все следы, напоминавшие о пребывании здесь неприятеля, были стёрты.

   Прошло полтора столетия. Уже в наши дни штукатурка начала потихоньку осыпаться. А после сильного ливня неожиданно проступили старые французские «автографы». Чётко видна дата - 1855 год, а также несколько имён: Шарль, Ришар, Филипп... Эти надписи можно увидеть и сегодня (справа от западного входа в церковь). Экскурсоводы охотно показывают их гостям города.
   В путеводителях армянский храм нередко называют православным. Это не совсем правильно. Дело в том, что Армянская апостольская церковь возникла ещё в 301 году, до раскола христианства на восточное и западное, на православие и католицизм. Церковь зовётся армяно-григорианской - по имени своего основателя епископа Григора. Так что о евпаторийском храме по улице Интернациональной, 44 правильнее говорить, что это армяно-григорианская церковь Сурб-Никогайос (в русском варианте - св. Николая).

   Сегодня здание находится в плачевном состоянии. И это неудивительно - его давно никто не ремонтировал. При советской власти храм был отобран у верующих и использовался отнюдь не для богослужений. Хорошо, что он вообще уцелел. В планы городских властей входит реставрация этой церкви с последующей, видимо, передачей её армянской общине. Через несколько лет памятник архитектуры начала XIX столетия отпразднует 200-летие своего основания.


> Отзывы посетителей

Коля

Тихо, спокойно, уютно. Следующий отпуск буду проводить в этом же пансионате

Винтовые компрессоры.

Приглашаем всех желающих в наш частный мини пансионат в г. Евпатория.